Отдел культуры Сухиничского района

Воскресенье, 12.05.2024, 14:18

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Клубная работа

Экскурсия по музею

            Наш музей еще очень молод. Два года это не срок, но, тем не менее, он существует благодаря энтузиастам, местным краеведам и поддержке главы администрации MP «Сухиничский район» Ковалева Анатолия Дмитриевича, тех кому дорога память о замечательных тружениках - железнодорожниках. Нет человека, который хоть раз в жизни пользовался услугами железнодорожного транспорта. А какова роль железнодорожного транспорта в экономической жизни страны! На 14 стендах разместился материал, рассказывающий о зарождении Сухиничского железнодорожного узла до сегодняшнего дня. Множество интересных экспонатов собрано здесь. Мы постарались создать особую атмосферу жизни железной дороги: записали гудок паровоза, поставили манекен в современной железнодорожной форме, соорудили будку стрелочника. Круглосуточно стучат по рельсам колеса товарных и пассажирских поездов. Четко работает железнодорожный транспорт. В пяти направлениях, как лучи, расходятся нити железных дорог от вокзалов нашего города: на Москву, Брянск, Тулу, Смоленск, Рославль.
        С чего начинается путешествие по железной дороге? С вокзала. Вот деревянный диван, на котором сидели пассажиры в ожидании своего поезда, много лет назад. Рядом раритетный чемодан, с такими сейчас никто не ездит, не модно, но посмотрите, какой он крепкий и вместительный! Три удара колокола означали раньше отправление поезда. Сколько раз подавал сигнал отправления один из самых ценных экспонатов музея - колокол с маленькой железнодорожной станции Дабужа. Рядом с колоколом небольшой стенд, на котором фотография начальника станции И.И. Ларикова.

            В 1924 году на Дабужском месторождении, у села Соболевка, началась добыча юрских глин, из которых в примитивных печах обжигался трепел, использовавшийся в качестве теплоизоляционного материала в паровозных топках и промышленности. Развивающаяся промышленность и железнодорожный транспорт требовали все больше такого материала. В 1930 году развернулось строительство первого в СССР завода по выработке трепального кирпича с мощностью в один миллион штук. В конце первой пятилетки предприятие выдало продукцию. Для ее транспортировке протянули железнодорожную ветку от станции Матчино Данково-Смоленской дороги до Соболевки. Почти 40 лет Дабужский термоизоляционный завод отправлял свою продукцию в разные концы страны. Сейчас ведется речь о возрождении богатого месторождения. Дабужа, Шлиипово, Козельск... Сколько таких небольших вокзалов, а за каждым стоит судьба конкретного человека. Наш краевед В.А. Колесников в своей книге «Земля родная» рассказывает нам историю другой станции - станции Шлиппово. Своим рождением поселок обязан железной дороге, которую начали прокладывать в конце 19 века. В 1898 году были построены двухэтажное здание вокзала, пристанционный двор и высокая водонапорная башня, действующая и сейчас. 2 января 1901 года через станцию прошел первый поезд, так как на железной дороге Данков-Смоленск было открыто движение поездов. Строительство железной дороги началось по ходатайству члена Государственного Совета действительного статского советника Густава Карловича фон Шлиппе. Он увековечил память своего рода в названии железнодорожной станции.

            Из книги калужского краеведа А.П. Черникова «Лики жизни» мы узнаем о судьбе одного из строителей железной дороги Сухиничи-Козельск. Виктор Вейденгаммер талантливый инженер-железнодорожник. В начале 1890 годов его переводят из Москвы на строительство железной дороги Сухиничи - Козельск. После семейной драмы, со своей гражданской женой Дарьей Королевой он поселяется в Сухиничах. Дарья была глубоко религиозным человеком и часто посещала Оптину Пустынь, где находился ее духовник отец Амвросий. Трагически закончилась жизнь этой молодой женщины. А случилось это так. После строительства железной дороги Сухиничи-Козельск Вейденгаммер был направлен в Туркестан, а Дарья Ивановна временно продолжала оставаться в Сухиничах, так как ждала ребенка. К сожалению, ребенок, которого она долгое время вымаливала у Бога, скончался на 9-й день. Безутешная мать возвращалась из Оптиной Пустыни и при переходе железнодорожных путей попала под поезд на станции Козельск. «Дарьюшка спешила поспеть на станцию Сухиничи, услышав свисток, бросилась через рельсы к своему поезду и попала под встречный». После трагической гибели гражданской жены выпускник Московского высшего императорского технического училища Виктор Вейденгаммер принял монашеский постриг и навсегда остался в Оптиной Пустыне, где провел свои последние 16 лет жизни, исполняя послушание архитектора и строителя. Немало хозяйственных построек связано с его деятельностью в Шамординском монастыре. Скончался талантливый инженер-железнодорожник 17 апреля 1916 года.

        А теперь обратимся к истории двух вокзалов города Сухиничи. Трудно себе представить Сухиничи без железной дороги. В 1899 году князь Хилков - первый министр путей сообщения доложил императору об открытии правильного пассажирского и товарного движения по Линии Москва-Брянск. Крупнейшим событием в истории Сухиничей стало развернувшееся в конце 19 века железнодорожное строительство. В 1896-1904 гг. через Сухиничи прошли две железнодорожные ветки: Смоленск-Данков и Москва-Брянск. Движение по линии Москва-Брянск было открыто 1 августа 1899 года, по линии Данков-Смоленск в декабре 1900 года. С появлением двух железнодорожных веток благосостояние города, торговля и промышленность получили дополнительный толчок к развитию.

В 1898 году был основан Сухиничский железнодорожный узел, в состав которого входили Сухиничи Главные и Сухиничи Узловые. В 1914 году на станции Главные был выстроен деревянный вокзал и шесть железнодорожных домиков, где жили служащие станции и работники депо. Большое развитие получил железнодорожный узел в годы первых пятилеток индустриализации страны. В 1925 году на станции Сухиничи Главные организовали пункт технического осмотра вагонов. Необходимость диктовалась расширением станции, численностью проходивших поездов. Но люди работали на примитивной технике, пользовались винтовыми домкратами. Он представлен в нашем музее. Из 40 человек, работавших в ПТО, самым образованным считался тот, у кого за плечами было четыре класса.

22 июня 1941 года радио принесло грозную весть о нападении на СССР гитлеровской Германии. Население Сухиничского района открыло сбор средств в фонд обороны страны. На железнодорожном узле прошел воскресник, заработанные на нем 2977 рублей перечислили в фонд обороны. С опасностью для жизни трудились для фронта машинисты, стрелочницы, вагонники. Путейцы. Близость фронта требовала от руководителей и всех жителей бдительности. Самоотверженный и героический труд в те годы были будни железнодорожников. На узле работали не только взрослые, но и подростки, в основном девушки. После рабочей смены они оставались на станции, становились сандружинниками, оказывали помощь раненым, шли строить землянки, убежища. Великая Отечественная война застала Владимира Дерюжникова на студенческой скамье. Он заканчивал машиностроительный техникум д Людинове. 19-летнего парня послали на пехотные курсы. В звании сержанта разведчиком 27-ой гвардейской стрелковой дивизии он воевал на Калининском фронте. Шел 1942 год. Вскоре он хлебнул солдатского лиха в Сталинградской битве, где был тяжело ранен и обгорел. С тех пор сохранился у Владимира Дерюжникова обгоревший комсомольский билет. Долгие месяцы пролежал в госпитале на излечении. Здесь застала его весть о награждении за боевые заслуги. После госпиталя по состоянию здоровья не воевал, вернулся в Сухиничи, стал железнодорожником-путейцем, заочно закончил Московский институт железнодорожного транспорта.

4 стенда рассказывают о военных событиях в нашем районе. Яркие подвиги совершали партизаны отряда «Передовой». Е.И. Осипенко за свой подвиг был награжден партизанской медалью за номером один.

В годы первых пятилеток шло переоснащение железных дорог локомотивами,
новыми, четырехосными вагонами. Товарные составы стали перевозить вдвое-втрое больше грузов. Расширяется путевое хозяйство обеих станций. Перевыполнение норм и планов стало дело честью и славы целых коллективов. Первыми ударниками, а затем стахановцами стали машинисты Я. Ремзюк и А.И. Ульянов.

Алексей Иванович Ульянов родился 29сентября 1908 года. Машинист 1  паровоза, ударник первой пятилетки, один из зачинателей стахановского движения, Почетный железнодорожник. Я встречалась с этим замечательным человеком. Он рассказывал о трудностях своей профессии. Возвращаясь из поездки он замечал, как распадалась от пота рубашка на спине. Труженик он был великий и очень добрый, справедливый человек. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР, наставником молодежи, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета. Является Почетным гражданином города Сухиничи. Умер в 1993 году. Воспитал за свою долгую трудовую жизнь целую плеяду учеников. Один из них, Виктор Алексеевич Козлов. На торжественном открытии музейной экспозиции Виктор Алексеевич был с женой и нам было очень приятно, что нашим почетным посетителям, у нас понравилось. У Виктора Алексеевича Козлова была давняя мечта встретиться с легендарным Петром Кривоносом. Эта встреча состоялась. Именно с нее начинается документальный фильм «Машинист». О Викторе Алексеевиче писали центральные газеты, снимались фильмы, его труд отмечен высокими правительственными наградам. Ударник коммунистического труда, делегат 25 съезда партии. На съезде министр путей сообщения вручил Знак» Почетный железнодорожник». В 1981 году за заслуги в области транспорта присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР», ударник сталинского призыва, Кавалер орденов Ленина, Знак Почета, Октябрьской революции, награжден значком «Отличный паровозник». Виктор Алексеевич Козлов Почетный гражданин МО «Сухиничский район». Ушли в прошлое великие труженики - паровозы. Будучи на пенсии Виктор Алексеевич вновь и вновь приходит в депо, чтобы полюбоваться новыми машинами.

В 1963 году началась электрификация участка Сухиничи-Брянск-Москва. Почти два года длилась электрификация 141-го километрового участка Брянск-Сухиничи. 30 ноября 1965 года в 12 часов первый электропоезд повел машинист Сельковский. Сотни людей встречали празднично украшенный экспресс в Сухиничах. Короткий митинг. Все радуются, ведь путь электровозам на Москву открыт. С 1 декабря в столицу пошли электросоставы. Много достойных имен запечатлено на наших стендах, можно полистать книги Почета. Хочется, чтобы все, кто побывал в музее, прониклись чувством уважения к людям честно и добросовестно работавшим в разные годы на железнодорожном транспорте. Посмотрите внимательно на тех, кто живет рядом с вами, о ком можно рассказать. Ведь семейный альбом – это одно, а музей – другое, он увековечит на долгие годы память железнодорожников ни одного поколения. Давайте же по крупицам все вместе собирать эту память о добрых делах людей одной из самых уважаемых профессий – железнодорожника.

 

Экскурсию вела Г.Ф. Молодова, руководитель краеведческого кружка
музейной экспозиции железнодорожников городского Дома культуры
станции Сухиничи Главные.

Категория: Клубная работа | Добавил: adm (21.03.2010)
Просмотров: 2516 | Комментарии: 1 | Теги: Молодова Г.Ф., дом культуры ст.Сухиничи Главные, Железнодорожный музей | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 1
1 Ситин Виктор Владимирович  
0
Спасибо большое! Как будто дома побывал! Спасибо за экскурсию по родному городуЙ

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Посоветуй другу

Категории раздела

Творческие коллективы [1]
Концерты, конкурсы,события
Послесловие [3]
Статьи по итогам прошедших мероприятий
Клубная работа [3]
Деятельность клубных образований, анализ прошедших мероприятий
Библиотечная работа [3]
Городской Дом культуры [3]
Материалы городского Дома культуры
Документы [0]
Отчеты, положения, нормативные документы
Детская Школа искусств [2]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0