Как жаль, что до сих пор некоторые сухиничане не понимают необычайной
важности того, что у них есть право выбирать людей и партии, которым можно
доверить управление властью, что прошли те времена, когда выборы были
безальтернативными и показными, а не демократичными. Эта категория людей
негативно относится кучастию в выборах,
не хочет даже слушать о том, что их голос может оказаться решающим, считает, что
лучше вообще не ходить на избирательный участок. Удивляюсь, но и некоторые
дети, подраставшие в подобных семьях, переняли от родителей или других
родственников их позиции. А ведь это большая ошибка, которая может для них стать
судьбоносной не в лучшую сторону.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», -
как давно сказал великий классик, и как актуально это сегодня! Молодёжь не
должна быть равнодушной, тем более сейчас, когда грядут региональные выборы 14
марта. Именно поэтому я, работник центра правовой информации при Сухиничской
центральной районной библиотеке, решила провести для подрастающего поколения
нашего города цикл мероприятий, касающихся избирательного права человека.
В конце февраля, благодаря тому, что председатель
территориальной избирательной комиссии Сухиничского района Т.И.Мартынова
любезно согласилась прийти на встречу с подростками, в читальном зале районной
библиотеки состоялось первое из запланированных мероприятий. Татьяна Ивановна
рассказала ученикам 9 «В» класса городской средней школы № 1 не только об
избирательных правах граждан, но и остановилась на последних изменениях в
законодательных актах, касающихся активного и пассивного избирательного права,
сроков полномочий Президента России и депутатов Государственной Думы РФ.
Т.И.Мартынова также подарила главной в районе библиотеке книгу с новейшими
Законами Калужской области относительно выборов в Законодательное Собрание
нашего региона и депутатов в органы местного самоуправления, что особенно
приятно, ведь эти важные документы у нас были только в электронном виде.
Запасшись полученной информацией, слушательской аудитории далее представилась
возможность применить свои знания: ребята с нескрываемым удовольствием стали
отгадывать слова в предложенной мною игре «Поле чудес» под названием «Выборы в
вопросах и ответах». Вопросы были трудными, но ученики всячески старались найти
правильные ответы, подбадривали друг друга. Поиграть удалось всем (ведь, кроме
традиционных туров игры, задумана была и игра со зрителями), поэтому все ребята
остались довольными и ушли не только с новыми знаниями, но и с небольшими
призами на память. А, главное, в этот день они показали своё неравнодушие к
происходящим в стране и, в частности, в нашей области, событиям.
В первый день весны в том же зале ЦРБ состоялась ещё одна
интересная для старшеклассников встреча – с кандидатом в депутаты
Законодательного Собрания Калужской области Е.Г. Лошаковой. Пообщаться с одним
из своих земляков, достойных такого высокого доверия, - уникальный случай,
представившийся ребятам из средней школы № 2 города Сухиничи. Девятиклассники
не только с удовольствием слушали Елену Георгиевну, не только задавали ей свои
вопросы, но и, в свою очередь, сами отвечали на вопросы, которые кандидат в
депутаты задавала им. Большое спасибо гостье за то, что она выкроила время для
нас в своём напряжённомрабочем графике,
за удавшийся живой диалог, после которого ребята активно включились в правовую
игру «Учусь быть гражданином», проводимую мною. Самый первый конкурс
(«Знакомство») определил 2 команды, которые придумали себе оригинальные
названия («Альянс» и «Артамоновичи»), а также девизы, суть которых сводилась к
неравнодушию ребят за будущее города и страны в целом. «Азбука права», «Я б на
выборы пошёл…», «Как всё устроено», «Выбор сделай сам» - серьёзные конкурсы под
этими названиями потребовали от подростков, в первую очередь, глубоких правовых
знаний. И ребята справились! Разница в набранных баллах была небольшая, поэтому
считаю, что в игре победили все, ибо обе командыуверенно доказали своё право называться
гражданином нашей страны.
В стенах городской средней школы № 4 прошла игра «Не отнимай
у себя завтра!», которую я проводила для учеников 10 класса. Совсем другими
были задания, но, тем не менее, поставленные вопросы по-прежнему освещали тему
выборов. Узнав краткую историю выборов, а также о правах граждан как
избирателей, о гарантиях избирательных прав, ребята (каждый сам за себя) затем
доказали мне в разных конкурсах («Мир избирательного права», «Объясни
афоризмы», «Кричалка на тему выборов»), что они уже имеют определённый багаж
знаний и вовсе не относятся к пассивной массе молодёжи. В последнем задании –
разгадывании кроссворда по выборам – обнаружился ещё один приятный момент -
ответы одноклассников были скорыми и дружными.
Старшеклассники из первой школы города посетили читальный
зал Сухиничской центральной районной библиотеки 3 марта. Здесь,
поведав о российском избирательном праве, я затем организовала для слушателей брейн-ринг
«Мы в ответе за будущее России». Две команды сначала придумали себе названия
(«Патриоты своего города» и «Будущее нашего города»), а затем старались
стремительно отвечать на все задаваемые вопросы. Задания были и устными
(«Правовой ринг», «Волчок покручу, ответ отыщу»), и письменными («Собери
понятия»), но, как оказалось, одинаково интересными для ребят. Обе команды проявили
себя с лучшей стороны, они шли на равных. И только в последнем туре, который
предусматривал голосование за конкретного человека, выявился лидер. Подростки
остались довольными игрой, а я думаю, что и капля юмора, внесённая в последний
тур игры, и серьёзные вопросы, проходящие красной нитью сквозь весь брейн-ринг,
дали подросткам толчок к активной гражданской позиции.
«Выборы. Зачем они?» - часто можно услышать что-то подобное.
Именно так и называлась конкурсная правовая игра для учащихся Сухиничского
профессионального лицея № 17, которая проходила в общежитии лицеистов. Учащиеся
узнали об Основном законе России, о своих правах, свободах и обязанностях, об
избирательном праве россиянина, о том, для чего существует система выборов, о
правилах голосования на избирательных участках. Вся информация передавалась
мною с использованием стихотворений, написанных подростками Калужской области о
выборах, а также с устраиванием перерывов в виде конкурсов («Моя Конституция»,
«Кого наш народ выбирает?», «Исправьте путаницу», «Правовой ринг», «Согласны ли
вы с афоризмом?»). Лицеисты, разделившись на две команды, активно участвовали
во всех конкурсах, заработав небольшие призы. Очень хочется верить, что в
будущем они будут такими же активными избирателями.
Для создания надлежащей атмосферы при проведении всех
вышеперечисленных мероприятий я оформляла
помещения с помощью переносных книжно-иллюстративных выставок («Предвыборная
хроника», «Выбор сделай сам»), а также цитат выдающихся политиков о выборах. Из
краткого обзора материалов, предложенных на выставках, ребята узнали об
имеющихся в библиотеке информационных ресурсах, связанных с их политическими
правами и с выборами в целом.